Резервный фонд и ФНБ России

Рейтинг самых лучших брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место во всех рейтингах! Лучший брокер бинарных опционов по отзывам трейдерам! Прекрасно подходит для новичков. Получите свой бонус за регистрацию счета:

Резервный фонд и ФНБ России

Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов — наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2020 года — 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Лучшие российские брокеры бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место во всех рейтингах! Лучший брокер бинарных опционов по отзывам трейдерам! Прекрасно подходит для новичков. Получите свой бонус за регистрацию счета:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.

Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда — 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины .

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

— долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
— долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
— депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
— депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
— долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
— паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации .

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал: «С 2020 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

И эти деньги реально работают на экономику России:
Правительство утвердило решение о выкупе за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированных акций ОАО «Российские железные дороги» на сумму 50 млрд руб. И выкупе привилегированных акций «Газпромбанка» на сумму 39,95 млрд руб.

То есть на поддержку и развитие ключевых предприятий из ФНБ, только в декабре 2020 года, направлено 89,95 млрд. рублей.

Таким образом, мы видим, что Фонд Национального Благосостояния реально работает на экономику России.

Что же касается средств Резервного Фонда, то управление ими осуществляется в соответствии с требованиями статьи 96.11. Бюджетного кодекса РФ.

Вот что там сказано: «Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Отдельные полномочия по управлению этими фондами Минфин может передавать Центральному банку и специализированными финансовыми организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Средства Резервного фонда могут размещаться:

— долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
— долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
— депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
— депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.


То есть мы видим, что часть средств Резервного Фонда может идти на покупку обязательств иностранных государств, международных организаций, обязательств иностранных банков, в том числе путем размещения денег на их депозитах, а также деньги могут размещаться на депозитах Центрального банка России.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере — 7 процентов прогнозируемого на соответствующий год ВВП.

После достижения нормативной величины Резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы, используются следующим образом: 50 процентов средств от доходов направляются на инфраструктурные и приоритетные проекты, а 50 процентов перечисляется в Фонд национального благосостояния.

Таким образом Резервный Фонд имеет фиксированную величину – 7 процентов от ВВП, деньги эти инвестируются в наиболее ликвидные ценные бумаги, валюту, которые при снижении цен на нефть используют для покрытия дефицита бюджета.
«В случае если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда».

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2020–2020 годах:

«В случае если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда».

Теперь, когда мы разобрались, что ФНБ полностью работает на экономику России, а Резервный фонд покрывает дефицит бюджета, в случае падения цен на нефть, перейдем к рассмотрению ЗВР Центрального банка.

Итак, Международные резервы (ЗВР) состоят из (в млн. долларов США).

Пересчет в доллары США осуществлен на основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю и котировок золота, на отчетную дату.

— средств в иностранной валюте — 361 409;

— специальных прав заимствования (СДР) — 8 334;

— резервной позиции в МВФ — 3 915;

— монетарного золота — 45 222.

При этом к иностранной валюте относится:

— наличная иностранная валюта;

— остатки средств на счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами ; кредиты и прочие финансовые требования к нерезидентам.

Также к иностранной валюте в структуре ЗВР относят часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов Российской Федерации.

Специальные права заимствования (СДР) — это международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Департаменте СДР Фонда.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000.

Мы видим, что наличие в структуре ЗВР «Резервной позиции в МВФ», «Специальных прав заимствования», обусловлено участием России в МВФ.

Одна ли Россия формирует международные резервы? Нет их формируют все страны. Посмотрим структуру ЗВР отдельных стран по состоянию на 01.01.2020 года.

Как мы видим, Россия также как и все формирует свои резервы, для обеспечения платежеспособности национальной валюты.

После создания в рамках БРИКС Нового банка развития и пула резервных валют, в пул резервных валют Россия внесла 18 000 млн. долларов из своих международных резервов, которые будут учитываться в структуре ЗВР.

Исходя из этого и вышепредставленной структуры ЗВР, мы видим, что средства ЗВР, можно использовать вовсе не только для покупки облигаций займа Правительства США.

Исходя из структуры ЗВР мы видим, что можно покупать и облигации займа других государств, например Китая и покупать облигации займа различных международных финансовых организаций, в том числе созданных в рамках БРИКС.

Нет сомнений, что по мере развития банка будут, вносимые туда суммы будут возрастать.

Теперь поговорим о критике действий Центрального банка со стороны различных «патриотов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы — крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю — покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции , оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.

Так запуск торгов CNY/RUB имел большое значение для развития российско-китайских торгово-экономических отношений и продвижения юаня и рубля в международных расчетах. Ростом российско-китайского товарооборота, который за 3 года увеличился на 50% до $89 млрд., позволяет ожидать в 2020 г. – $100 млрд., 2020 г. – $200 млрд. объема российско-китайского товарооборота, осуществляемого в валютной паре CNY/RUB , без участия американского доллара.
Аналитику торгов юань/рубль можно почитать здесь.
То есть, мы видим, что с Китаем идет торговля и без участия доллара, однако другие страны не продают нам за рубли свои валюты и соответственно свои товары.

Это связано с двумя моментами:

— Политическая мощь США позволяет запретить нашим потенциальным партнерам вести торговлю в национальной валюте;
— Далеко не всем потенциальным партнерам нужен российский рубль.

Первое думается понятно, Китай имеет достаточный уровень суверенитета, обширные экономические связи с Россией, ему нужны и наши ресурсы. Поэтому такая торговля возможна, а на счет второго нужно сказать пару слов.
Возьмем, например, страны Латинской Америки. Допустим, мы хотим купить у них сельхозпродукцию за рубли. Для этого они должны нам продать на валютной бирже свою национальную валюту за рубли. Спрашивается, а зачем им рубли?
Нефть своя у них есть, газ не поставишь, так запросто, через Атлантику, другие наши товары, допустим, не рентабельны, учитывая удаленность, есть и ближе. И то, мы рассматриваем такую гипотетическую возможность, при условии, что эти страны решили вдруг пойти против США, и Америка, допустим, не смогла на них надавить.

То есть, получается рубли не нужны, да и США кончено не дадут их Правительствам так запросто торговать без доллара с Россией.
Выходит, для того, чтобы отказаться от доллара, и не похоронить нашу экономику (ведь у нас не автаркия – мы не можем обеспечить себя всем нужным в условиях изоляции от международной торговли) необходимо выстроить сначала альтернативную имеющейся международную финансово — экономическую систему. Этим наш Президент и занимается в рамках БРИКС.

Однако, пока такая система не создана и не может стать альтернативой существующей англосаксонской финансово-экономической системе, то давайте подумаем, а что даст нам резкий отказ от англосаксонской системы, без создания альтернативной?
Сегодняшние борцы за молниеносную национализацию ЦБ, одномоментный отказ от доллара США и англосаксонской финансовой системы, вообще не говорят о том, что необходимо выстроить альтернативную финансово-экономическую систему.
Все что они предлагают, это национализация и отказ от доллара. А это, как мы понимаем, популистский лозунг, используемый обычно революционерами.

Те кричали, что надо отобрать средства производства у империалистов и отдать в руки рабочих, а землю в руки крестьян и будет всем счастье. В других случаях кричали, что главное – это Конституция, примем новую и заживем счастливо. Такие же лозунги и депутата Федоров выдвигает (кстати сказать, его проект Конституции пока так никто и не видел, поэтому непонятно за что боремся товарищи?).

Депутат Евгений Федоров, также предлагал ЦБ сжечь доллары США, в структуре ЗВР, на поддержание курса рубля, который разгоняли валютные спекулянты, руководствуясь как собственной жадностью, так и указанием из-за рубежа.

Причем об этом сказал лично Владимир Владимирович, который и действия ЦБ обозначил как правильные и единственно возможные в сложившейся ситуации. Немного пожурив руководство ЦБ за то что раньше не подняли ставку и тем самым дали возможность спекулянтам заработать и обвалить курс рубля.

А что же Федоров? Он не согласен с действиями ЦБ и даже письмо написал, со своим друзьями, в прокуратуру с требованием, заставить ЦБ обеспечивать курс рубля.

То есть заставить ЦБ спалить все резервы на обогащение спекулянтов (тут вспомним о его друзьях миллиардерах).

Также постоянно кричит, о необходимости в сию же секунду понизить учетную ставку ЦБ.

А в сегодняшней системе, чем она ниже, тем выгоднее спекулянтам проводить свои махинации и они не стесняются этим пользоваться.

С другой стороны, при такой высокой ставке ЦБ реальному сектору экономики и гражданам очень непросто, поэтому по важным для страны направлениям нужна более доступная ставка.

И руководство страны это делает, реализуя целый перечень федеральных целевых программ, которые предлагают альтернативные ставки (через компенсации из бюджета), а также субсидии и иные виды помощи, различным секторам экономики, а также и гражданам, в том числе на приобретение ипотеки.

Понизить же ставку в сегодняшних условиях, как мы видим из практики, нельзя, потому что валютные спекулянты, сразу начнут разгонять курс доллара и понуждать истратить имеющуюся валюту на обеспечение устойчивости курса рубля, чтобы не было у России возможности пережить, устроенный США обвал цен на нефть.

Таким образом, мы видим, что реальная работа по выстраиванию альтернативной международной финансово-экономической системы нашим Президентом ведется. Видим, что доходы от продажи нефти и газа, идут на развитие российской экономики, а не в бюджет США. Видим меры поддержки нашей экономики, которые компенсируют высокую учетную ставку. Так что неправильно делает ЦБ? В чем он не выполнил решения руководства страны, которые, как мы видим, единственно адекватные в сложившейся ситуации?

Отказаться от доллара мы не можем, но идем к этому и уже видим и торговлю с Китаем в паре рубль/юань и созданный Новый банк развития, и пул резервных валют в рамках БРИКС. Через два года этот институт начнет полноценно функционировать (кстати сказать, в своей последней речи, В. Путин также обозначил срок выхода из кризиса в перспективе двух лет). Так за что критикуют? И к чему призывают спрашивается?

Скажут ЗВР нет, там облигации займа Правительства США (трежерис) одни, которые невозможно забрать. Но и это не более чем популистские лозунги, посмотрите структуру ЗВР, там представлены обязательства не только Правительства США, но и других стран, и международных финансовых организаций, в том числе и Нового банка развития. А «трежерис» можно продать, точно так же как и доллары, поэтому говорить о том, что это безвозвратный подарок — не верно. Вот конкретный пример: «В марте Россия продала огромный объем гособлигации США, выручив $26 млрд. Было продано сразу 20% от общего объема американских госбондов на балансе активов ЦБ» — сообщают Вести-финанс.

Подведем итоги из вышеизложенного: сегодня в России ситуация непростая, но не критическая, мы уверенно двигаемся вперед, несмотря на трудности, выстраиваем в глобальном масштабе альтернативную американской финансовую систему. Деньги же заработанные, от продажи ресурсов тратим на экономику России, а не на экономику США.

Но на войне всегда находятся политические диверсанты, которые кричат: «все плохо», «все пропало», «Главнокомандующий не управляет страной», «измена», «пятая колонна захватила власть».

Мы это все уже видели в истории нашей страны.

Например организацией таких слухов и настроений, на территории СССР, во времена ВОВ, занималась разведка Третьего рейха — абвер, которая специально засылала диверсантов, подготовленных пропагандистов, использовала имеющуюся агентуру для организации таких действий (почитайте Э. Хруцкого).

Поэтому надо четко понимать, что все эти популистские крики имеют ту же цель, что и риторика либеральной части нашего общества, а именно — поднять градус протеста в обществе и устроить «оранжевую революцию», но в патриотической обертке.

МВФ советует России не тратить деньги переполняющегося ФНБ

Российским властям не следует начинать тратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инвестпроекты — лучше продолжать вкладывать их в качественные иностранные активы. С такой рекомендацией России в пятницу выступил Международный валютный фонд (МВФ). Отреагировавший на этот совет первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что правительство все же будет направлять деньги фонда на проекты — но «рационально и сохраняя достаточный объем резервов». Актуальность этого обмена заявлениями состоит в том, что уже в ближайшее время объем ФНБ перешагнет планку в 7% ВВП, по достижении которой можно переходить к его расходованию.

Рекомендация МВФ была дана в заявлении, сделанном по завершении миссии фонда в России. «Официальным органам рекомендуется воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния, а следует продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП), чтобы сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности»,— заключили эксперты МВФ. Глава миссии фонда по России Джеймс Роаф в своих пояснениях на пресс-конференции был чуть менее категоричен. Он отметил, что в МВФ «видят аргументы» в пользу того, чтобы деньги фонда инвестировались в долгосрочные активы за рубежом — но «вряд ли имело бы смысл инвестировать их во внутреннюю экономику».

« Необходимо сберегать эти средства, может быть вкладывая в зарубежные активы»,— сказал господин Роаф.

Напомним, с 2020 года ФНБ является единственным суверенным фондом РФ — ранее существовавший Резервный фонд был полностью потрачен на покрытие бюджетного дефицита. На 1 мая 2020 года объем ФНБ был равен 3,814 трлн руб. В отличие от Резервного фонда, который полностью состоял из живых денег, у ФНБ свободно примерно 60% средств. Остальные средства вложены в инфраструктурные проекты (164 млрд руб. и $4 млрд), в привилегированные акции госбанков (279 млрд руб.), в проблемные евробонды Украины ($3 млрд), а также размещены на депозитах в ВЭБ.РФ (584 млрд руб.), в ВТБ и Газпромбанке (для финансирования инфраструктурных проектов — 138 млрд руб.).

Ранее предполагалось, что это будет нескоро — Минфин всегда был склонен скорее сберегать, чем тратить накопления. Однако из-за заметного роста цены нефти по итогам 2020 года у Минфина накопилась внушительная сумма валюты, купленной для него Центробанком в рамках бюджетного правила. Вскоре эти суммы будут зачислены в ФНБ.

Как сообщил на этой неделе глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин, планка в 7% может быть преодолена еще до конца мая. 15 мая, поясняя содержание поправок к закону о бюджете-2020, Минфин сообщил, что, по его прогнозу, ФНБ на конец 2020 года достигнет 8,405 трлн руб., или 8,1% ВВП,— «за счет нефтегазовых доходов, сложившихся по итогам 2020 года, и курсовой разницы».

Минэкономики все еще ищет способы разогнать темпы увеличения ВВП

Комментируя в пятницу рекомендации Международного валютного фонда, первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов отметил: «МВФ заинтересован в том, чтобы мы свой ФНБ хранили в иностранных резервах. Действительно, так происходит, потому что обычно такие фонды — и это не только в России, но и в других странах — хранятся в резервах наиболее надежных». Тем не менее, отметил первый вице-премьер, есть закон, который позволяет после достижения уровня в 7% ВВП инвестировать эти ресурсы. «И мы будем это делать, поскольку нам нужны новые проекты, новая инфраструктура»,— заявил он. При этом он добавил, что власти будут подходить к этому «рационально с точки зрения стимулирования российской экономики, сохраняя необходимый объем резервов».

Ранее Антон Силуанов, говоря о возможных вариантах расходования средств фонда, отмечал, что какая-то их часть может пойти на инфраструктурные проекты в России, «поскольку они длительного срока действия, и даже десятки и сотни миллиардов рублей в год не так сильно будут влиять на курсовые соотношения». Однако в большей степени использовать деньги фонда можно было бы на продвижение российской продукции за рубежом. В качестве примера первый вице-премьер привел строительство атомной станции. «Площадка в Египте для наших производств, откуда деньги брать? Вот можно было деньги возвратные взять из ФНБ. Такого рода проекты были бы безболезненны для нашей внутренней экономики, но создавали бы дополнительный спрос на нашу продукцию вовне»,— говорил первый вице-премьер.

Мировая экономика почувствовала слабость

Отметим, что такими рассуждениями Антон Силуанов, вероятно, предупреждает давление, которое может быть оказано на Минфин со стороны желающих получить средства ФНБ на разнообразные проекты. Впрочем, сейчас явных атак на бюджетное правило и на сберегательную модель поведения ведомства не видно — во многом, вероятно, из-за неопределенной угрозы возможного расширения санкций США, для защиты от которых может понадобиться «подушка безопасности» в виде ФНБ.

Стоит ли тратить Фонд национального благосостояния?

Правительство активно обсуждает возможность использования части Фонда для финансирования инфраструктурных проектов. При таком подходе Фонд вряд ли сможет выполнить свою функцию устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

История российских суверенных фондов

Одним из ключевых элементов макроэкономической политики в России с 2004 года является управление нефтегазовыми доходами с применением различных конструкций бюджетных правил, направленных на сбережение части доходов в суверенных фондах. Механизм сбережения, бюджетные правила и система суверенных фондов многократно менялись за прошедшие 15 лет. До 2008 года в России существовал единый Стабилизационный фонд, который впоследствии был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), перед каждым из которых ставилась самостоятельная цель. Резервный фонд был призван обеспечивать выполнение расходов бюджета в случае снижения нефтегазовых доходов. Иными словами, фонд выполнял функцию подушки безопасности в ситуации кризиса. Фонд национального благосостояния задумывался как часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. В 2008-2020 гг. и в 2020 гг. Резервный фонд активно расходовался в условиях падения цен на нефть. К концу 2020 года фонд был израсходован полностью и с февраля 2020 г. перестал существовать. С этого момента сбережения нефтегазовых доходов аккумулируются в ФНБ. Довольно консервативное бюджетное правило, действующее с 2020 года, (сбережение нефтегазовых доходов от цены нефти, превышающей 40 долл./бар. с последующей ежегодной индексацией данного уровня на 2%), позволило обеспечить достаточно быстрый темп накопления средств в ФНБ. 1 августа 2020 года фонд превысил 7% ВВП (124 млрд. долл.). Ожидается, что в 2020 году 7-процентный порог превысит и ликвидная часть ФНБ (то есть средства за исключением тех, что были выделены в 2020 году на финансирование инфраструктурных проектов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накопить на машину или квартиру! Удобно, надежно — и никаких переплат банку!

Как потратить?

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, возможны изменения в структуре инвестирования ликвидной части ФНБ после того, как её размер превысит 7% ВВП. По мере приближения к данной отметке активизировалось обсуждение возможных вариантов. Среди них фигурирует размещение части средств фонда в более широкий круг активов по примеру суверенного фонда Норвегии, активно инвестирующего в корпоративные акции и облигации, что существенно отличается от консервативной инвестиционной стратегии ФНБ, ориентированной на вложения в максимально надежные активы, прежде всего суверенные облигации. Данное предложение выглядит весьма целесообразно, поскольку может способствовать повышению доходности вложений ФНБ. Так среднегодовая доходность ФНБ в последние годы составляла около 1.5% против 5.9% в год в среднем с 1998 года в случае фонда Норвегии.

Другие рассматриваемые варианты использования средств ФНБ включают выдачу экспортных кредитов покупателям российской несырьевой продукции, а также инвестирование внутри России в инфраструктурные проекты. Данные инициативы вызвали опасения у Банка России, рассматривающего дополнительные расходы как риск ускорения инфляции, а также как смягчение бюджетного правила, означающее, фактически снижение доли сберегаемых нефтегазовых доходов. Жесткое бюджетное правило и активное накопление резервов находились в центре макроэкономической политики последних лет и позволили существенно повысить фундаментальную устойчивость российской экономики к внешним шокам, вернуть инвестиционные рейтинги и снизить зависимость российской валюты от нефтяной конъюнктуры. Переход к менее активным сбережениям означает отход от механизмов, успешно действовавших в последние годы. Детали использования дополнительных нефтегазовых доходов (форма их использования, состав проектов, доля средств, направляемых на их финансирование, механизм конвертации валютных средств фонда в рубли) пока неизвестны. Их обсуждение будет находиться в центре макроэкономической повестки в 2020 году. Несмотря на то, что дополнительные инфраструктурные расходы способны придать ускорение российской экономике, мы видим существенные риски от модификации подхода к использованию средств ФНБ.

1. Порог в 7% ВВП, при превышении которого возникают дополнительные варианты использования средств ФНБ, установлен законодательно, но фактически отсутствует фундаментальное аргументированное обоснования достаточности фонда данного размера. Как показал опыт кризисов 2008-2009 гг. и 2020 г., фонда приблизительно такого объема хватало для восполнения снизившихся из-за падения цен на нефть доходов бюджета в течение 3 лет. Аналогичный вывод следует из подготовленного Минфином стресс-тестирования федерального бюджета. По оценкам ведомства, при сохранении цен на нефть марки Юралс на уровне 25 долл./бар. в течение трех лет выпадающие доходы бюджета составят 7.6% ВВП. Таким образом, ФНБ размером в 7% ВВП – это лишь гарантия относительно стабильного исполнения бюджетных обязательств в условиях одного очередного кризиса. Фонд такого размера нельзя считать устойчивым инструментом сохранения и передачи доходов от истощаемых ресурсов следующим поколениям. Если допустить, что в ближайшие 10 лет цена нефти будет соответствовать текущей траектории фьючерсной кривой, то есть останется вблизи 60 долл./бар., то сохранение текущей сберегательной стратегии позволило бы увеличить размер ФНБ до 400 млрд. долл. к 2028 году (17.6% ВВП). Такой размер фонда позволяет говорить о сохранении весьма внушительной подушки безопасности даже в случае продолжительного снижения цен на нефть. Сокращение же темпов сбережений вдвое позволяет увеличить размеры фонда до 290 млрд. долл. (12.5% ВВП) к 2028 году при сохранении стабильной нефтяной конъюнктуры.

2. Естественно, стабильная нефтяная конъюнктура далеко не гарантирована, поэтому фактические темпы роста ФНБ могут оказаться меньше. Помимо рисков ухудшения нефтяной конъюнктуры существуют и внутренние риски, связанные с истощением разрабатываемых запасов. В бюджетном прогнозе до 2036 г. Минфин указывает на вероятное снижение эффективной ставки налогообложения нефтегазового сектора в связи с ожидаемым ростом доли добычи на новых месторождениях, к которым применяются льготные налоговые ставки. В таком сценарии выбор в пользу расходования, а не сбережения ресурсных доходов может свести на нет возможности активного увеличения размеров фонда.

3. Официальной целью ФНБ, определенной Бюджетным кодексом РФ, является софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. На наш взгляд, для осуществления данной цели в условиях зависимости страны от экспорта нефтяных ресурсов модель фонда должна выполнять сберегательную, а не только стабилизирующую функцию. Одним из самых распространенных подходов к управлению ресурсными доходами является их сбережение в соответствии с концепцией перманентного дохода. Согласно этой концепции необходимо апеллировать общей приведенной стоимостью природных богатств страны и распределять эти богатства между текущим и будущими поколениями. Именно поэтому государству следует сохранять часть доходов, чтобы будущие поколения смогли использовать накопленные в прошлом сбережения, когда ресурсы будут истощены или произойдут такие структурные изменения, которые не позволят получать выгоду от владения этими ресурсами. Такой же концепции следуют и многие суверенные фонды в других странах (Норвегия, Саудовская Аравия, Кувейт и пр.), где их размеры превышают или приближаются к 100% ВВП. Одним из преимуществ такого подхода является также то, что по мере роста фонда увеличивается и абсолютный размер доходов от инвестиций, которые можно использовать, сохраняя тело фонда неизменным.

4. Инфраструктурные проекты – одно из ключевых направлений майских указов до 2024 года. Финансирование плана модернизации инфраструктуры запланировано в объеме более 6 трлн. руб. и в том числе частично обеспечено средствами, полученными от повышения НДС и роста государственных заимствований. При этом многие из инфраструктурных проектов далеки от финальной стадии проработки. Решению об использовании дополнительных средств ФНБ на инфраструктурные проекты должен предшествовать качественный анализ эффективности инфраструктурных проектов, финансировавшихся в рамках ФНБ с 2020 года. Кроме того, должны присутствовать прозрачные критерии окупаемости выбираемых проектов.

5. Ускорение роста за счет расходования средств ФНБ может снизить стимулы осуществлять структурные реформы, которые в текущей экономической ситуации способны стать одним из ключевых факторов ускорения роста российской экономики. О важности структурных реформ, в частности, говорится в недавно обновленном прогнозе Министерства экономического развития до 2024г. Согласно приведенным расчетам, рост качества регулирования и увеличение доступности новейших технологий способны оказать больший эффект на увеличение инвестиционной активности и, как следствие, на экономический рост, чем улучшение качества инфраструктуры.

Выгоды и издержки

Инвестирование активов ФНБ в проекты внутри страны, безусловно, способно придать дополнительное ускорение экономическому росту. Масштабы стимула, тем не менее, не выглядят впечатляющими. Если цена на нефть сохранится вблизи 60 долл./ бар., а правительство будет сберегать лишь половину нефтегазовых доходов, получаемых при цене нефти выше цены отсечения (40 долл./бар. в 2020 году и уже 50 долл./бар. в 2028 году), а остальное инвестировать в инфраструктурные проекты, то дополнительные инвестиции составят в среднем 12,5 млрд. долл. в год, что меньше 1% ВВП.

При этом отказ от активной сберегательной стратегии чреват тем, что в ситуации нового кризиса вся подушка безопасности ФНБ будет израсходована. Существуют и более краткосрочные негативные последствия:

  1. Банк России рассматривает возможное использование средств ФНБ внутри страны как проинфляционный риск, что чревато более медленными темпами снижения ключевой ставки. В то время как от финансирования инвестиционных проектов импульс для роста получают лишь компании, связанные с данным проектом, а стимулирующий эффект более низких ставок распространяется на экономику в целом.
  2. Продолжение активного накопления резервов в рамках бюджетного правила могло бы привести к дальнейшему устойчивому снижению российской страновой риск-премии, что позволило бы снизить стоимость как суверенных, так и корпоративных заимствований в иностранной валюте. При замедлении темпов накопления вероятность подобного сценария снижается.

Ценный международный опыт

Создание государственных суверенных фондов является распространенной практикой в странах, зависимых от экспорта сырьевых товаров. Как правило, основными целями создания подобных фондов являются накопление финансовых ресурсов для будущих поколений (сберегательная функция) и обеспечение устойчивости бюджетной политики в условиях возможного ухудшения сырьевой конъюнктуры (достижение стабильных макроэкономических условий). Именно поэтому в таких странах распространена практика создания двух отдельных фондов: сберегательного и стабилизационного типа (Чили, Кувейт и др.).

В большинстве стран, которые мы проанализировали, объемы суверенных фондов выглядят весьма существенно и либо превышают 100% от ВВП, либо находятся недалеко от этой отметки.

График 2. Объем суверенных фондов в разных странах (% к ВВП)

Крупнейшим в мире суверенным фондом является нефтяной фонд Норвегии (более 1 трлн. долл. активов под управлением). Примечательно, что в этот фонд направляются все нефтяные доходы страны, а ежегодно использовать правительство может лишь 4% от объема фонда, что является средней долгосрочной доходностью его вложений. Такая практика обеспечивает стабильность трансфертов из фонда в бюджет и не позволяет нефтяным доходам вытеснить другие доходы государственного бюджета. Похожую стратегию планирует реализовать Саудовская Аравия, которая рассчитывает сделать свой нефтяной фонд крупнейшим в мире к 2020 году за счет продажи государственных активов. В соответствии с программой развития до 2030 года одной из основных целей фонда станет снижение зависимости страны от нефтяных ресурсов за счет инвестиций в новые отрасли экономики и финансирования государственных программ.

Некоторые страны (Азербайджан, Казахстан) финансируют национальные проекты с помощью нефтяных фондов. Тем не менее, как правило, это происходит после того, как удается накопить существенный объем средств. Так, впервые заметный объем средств из нефтяного фонда в бюджет Азербайджана стал поступать только в 2008 году. К этому времени объем фонда уже достигал 22% от ВВП против 7-11% в 2001-2007 годах. В Казахстане существует минимальный неснижаемый остаток фонда на уровне 30% от ВВП.

Большинство стран имеют ясные правила накопления и расходования средств суверенных фондов (Чили, Казахстан, Норвегия и пр.). Исключением здесь выступают страны ближневосточного региона (Катар, ОАЭ), которые, вероятно, могут позволить себе элемент непрозрачности ввиду большого объема средств государственных фондов в масштабах своей экономики. Наконец, для обеспечения эффективности вложений распространенной практикой является инвестирование средств суверенных фондов исключительно в иностранные активы (Норвегия, Чили). В этой же связи стоит упомянуть инвестиционный фонд Кувейта, который ориентируется исключительно на доходность своих вложений и инвестирует только в проекты, имеющие понятные перспективы окупаемости.

Эти брокеры дают бонусы за открытие счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место во всех рейтингах! Лучший брокер бинарных опционов по отзывам трейдерам! Прекрасно подходит для новичков. Получите свой бонус за регистрацию счета:

Добавить комментарий