Манипулирование рынком. Об инсайдерской информации.

Рейтинг самых лучших брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место во всех рейтингах! Лучший брокер бинарных опционов по отзывам трейдерам! Прекрасно подходит для новичков. Получите свой бонус за регистрацию счета:

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком: опыт Банка России

Автор: Ручкина Г.Ф.

Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации негативно влияют на рыночные механизмы ценообразования организованных рынков, снижают их инвестиционную привлекательность. Предотвращение правонарушений, связанных с подобными действиями на финансовых рынках, рассматривается как важный инструмент, способствующий формированию добросовестной конкуренции. Совершенствование системы нормативных актов Банка России и нормативных актов Федеральной службы по финансовым рынкам России[1], а также иных документов Банка России и документов ФСФР России в сфере предотвращения злоупотреблений на рынке ценных бумаг в части использования инсайдерской информации и манипулирования рынком должно рассматриваться как необходимое условие развития финансового рынка и, соответственно, создания благоприятного инвестиционного климата в России.

В Российской Федерации сформировалась система нормативных правовых актов, препятствующих манипулированию рынком и неправомерному использованию инсайдерской информации. Следует согласиться с Л.С. Худяковой в том, что принятие соответствующего законодательства является обязательным, но не единственным условием успешной борьбы с недобросовестной практикой на финансовом рынке. Должен быть создан целостный механизм, объединяющий государственного регулятора и национальные биржи, опирающийся в деятельности на развитое национальное законодательство и систему правоприменения[2]. Можно констатировать, что эффективность практики применения законодательства в обозначенной сфере должна основываться на взаимодействии и сотрудничестве всех заинтересованных лиц: уполномоченных государством субъектов (в лице Банка России), организаторов торгов, а также профессиональных участников рынка.

Условно сформировавшуюся систему нормативных правовых актов разобьем на две группы.

К первой группе относятся федеральные законы, в частности:

1. Федеральный закон от 27 июля 2020 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2020)[3] (далее – Закон о противодействии).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 12.11.2020)[4].

Лучшие российские брокеры бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место во всех рейтингах! Лучший брокер бинарных опционов по отзывам трейдерам! Прекрасно подходит для новичков. Получите свой бонус за регистрацию счета:

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 27.12.2020) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 08.01.2020)[5].

Ко второй группе относятся нормативные акты Банка России и нормативные акты Федеральной службы по финансовым рынкам России, а также иные документы Банка России и документы ФСФР России.

Данные акты систематизируем в подгруппы в зависимости от их содержательной направленности в табл. 1.

Таблица 1. Систематизация нормативных актов Банка России и нормативных актов Федеральной службы по финансовым рынкам России, а также иных документов Банка России и документов ФСФР России, регламентирующих деятельность по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

N

Подгруппа по содержательной направленности акта

Вид нормативного акта Банка России и нормативного акта ФСФР, а также иного документа Банка России и документа ФСФР России

Акты, раскрывающие перечень инсайдерской информации

1. Указание Банка России от 11 сентября 2020 г. N 3379-У «О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в п. п. 1 – 4, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Указание Банка России от 31 октября 2020 г. N 2723-У «Об инсайдерской информации Банка России» (ред. от 29.07.2020)

3. Приказ ФСФР России от 18 июня 2020 г. N 13-51/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях»

Также рекомендуется Вам:

Акты о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации

Приказ ФСФР России от 28 февраля 2020 г. N 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1 – 4, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Акты о проведении проверок Банком России

1. Инструкция Банка России «О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2020 года N 224 ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных актов»

2. Приказ ФСФР РФ от 2 ноября 2020 г. N 11-57/пз-н «Об утверждении формы письменного требования (запроса) о представлении документов, объяснений, информации, которые указаны в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к кредитным организациям»

3. Указание Банка России от 22 мая 2020 г. N 3003-У «О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов имеющими доступ к инсайдерской информации Банка России работниками Банка России и членами Национального банковского совета»

Акты о методологических рекомендациях по установлению критериев существенного отклонения цены

1. Приказ ФСФР России от 19 мая 2020 г. N 11-21/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг».

2. Приказ ФСФР России от 30 августа 2020 г. N 11-38/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены низколиквидных ценных бумаг».

3. Приказ ФСФР России от 8 ноября 2020 г. N 11-59/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены биржевых товаров».

4. Приказ ФСФР России от 28 декабря 2020 г. N 11-71/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг».

5. Приказ ФСФР России от 28 декабря 2020 г. N 11-70/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения объема торгов ликвидными и низколиквидными ценными бумагами».

6. Приказ ФСФР России от 12 июля 2020 г. N 12-61/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту».

7. Приказ ФСФР России от 24 мая 2020 г. N 11-22/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по утверждению органами и организациями, указанными в п. 9 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации».

8. Приказ Банка России от 22 марта 2020 г. N ОД-951 «О создании при Банке России Экспертного совета по существенным рыночным отклонениям».

9. Приказ Банка России от 23 марта 2020 г. N ОД-983 «О неприменении Приказа ФСФР России от 24.01.2020 N 12-4/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами».

10. Методические рекомендации Банка России по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами от 23 марта 2020 г. N 8-МР.

11. Методические рекомендации Банка России по установлению критериев существенного отклонения объема торгов иностранной валютой от 13 апреля 2020 г. N 10-МР.

12. Методические рекомендации Банка России по разработке и утверждению порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности от 14 сентября 2020 г. N 23-МР

Как было отмечено, с принятием в 2020 г. специального Закона о противодействии на финансовых рынках стал проводится целевой контроль уполномоченными органами за соблюдением законодательства в сфере незаконного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Первоначально данные функции были возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам, а с 1 сентября 2020 г. на Банк России. За период с 2020 по 2020 г. (включительно) указанными субъектами были выявлены следующие случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

Данные приведены в табл. 2.

Таблица 2. Выявленные случаи манипулирования рынком и неправомерного использования инсайдерской информации[6]

Выявленные случаи манипулирования рынком

Год

Кол-во выявленных случаев манипулирования

1. Об установлении фактов манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО ГК «ТСН Энерго»

2. Об установлении фактов манипулирования Д.Э. Бергером рынками ряда ценных бумаг

3. Об установлении факта манипулирования рынком инвестиционных паев ЗПИФ акций «Финам – Информационные технологии» под управлением ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент» на торгах ПАО «Московская биржа»

4. Об установлении факта манипулирования рынком инвестиционных паев ЗПИФ рентный «Финам – Капитальные вложения» под управлением ООО «Управляющая компания БИН ФИНАМ Групп» на торгах ПАО «Московская биржа»

5. Об установлении факта манипулирования рынком акций иностранного эмитента United Company RUSAL Plc на торгах ПАО «Московская биржа»

6. Об установлении фактов манипулирования рынком акций иностранного эмитента Polyus Gold International Limited, рынками обыкновенных акций ПАО «Платформа Ютинет.Ру», ПАО «ТПГ АЭССЕЛЬ» на торгах ПАО «Московская биржа»

7. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО «Медиахолдинг» на торгах ПАО «Московская биржа»

8. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ОАО «Левенгук» на торгах ПАО «Московская биржа»

9. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ОАО «ГлавТоргПродукт» на торгах ПАО «Московская биржа»

10. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО «ВТОРРЕСУРСЫ» на торгах ПАО «Московская биржа»

11. Об установлении факта манипулирования рынком акций ПАО «ЕТС»

12. Дополнительная информация в отношении операций Ronin Europe Ltd, совершенных на рынке валютных инструментов

13. Об установлении фактов инсайдерской торговли на рынке валютных инструментов

14. Об установлении фактов инсайдерской торговли Э.Т. Марламовым

15. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО СК «Росгосстрах» на торгах ПАО «Московская биржа»

16. Об установлении факта манипулирования рынками облигаций, совершенных Гришиным А.П. и Гришиным Д.П.

17. Об установлении факта манипулирования рынками ценных бумаг Московкиным В.В. и Московкиной И.Ю.

1. Об установлении фактов манипулирования группой лиц рынками ряда ликвидных ценных бумаг

2. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО ГК «ТНС Энерго» на торгах ПАО «Московская биржа»

3. Об установлении фактов манипулирования рынками ценных бумаг, осуществленного Прохором В.Г. и ООО «Альпари»

4. Об установлении фактов манипулирования Д.М. Шейниным и И.В. Мулявко

5. Об установлении фактов манипулирования Люлинским А.Х. рынками ряда ликвидных ценных бумаг

6. Об установлении фактов манипулирования рынками паев ЗПИФ рентного «Кольчуга» под управлением ООО «УНИВЕР Менеджмент», ЗПИФ смешанных инвестиций «Технология роста», ЗПИФ акций «Универсальные стратегии», ЗПИФ акций «Отраслевые инвестиции» под управлением ЗАО УК «ЭМЕРАЛЬД ГРУПП»

7. Об установлении факта манипулирования рынками обыкновенных акций ПАО «МРСК Северного Кавказа» и привилегированных акций ПАО «Пермская энергосбытовая компания»

8. О выявлении фактов манипулирования рынками облигаций компаниями ОАО «МСП-72» и ЗАО «ЗАКАЗЧИК-Л»

9. Об установлении признаков инсайдерской торговли акциями ПАО «Нижнекамскнефтехим»

10. Об установлении фактов манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО «ГК «Роллман»

11. Об установлении факта манипулирования рынками ценных бумаг, осуществленного Гревцевым В.В., ООО «ФинЭко» и ОАО «Инвестбанк «БЗЛ»

12. Об установлении фактов инсайдерской торговли акциями ПАО АФК «Система»

1. Об установлении фактов манипулирования группой лиц рынками ряда ликвидных ценных бумаг

2. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО «Национальная девелоперская компания»

3. Об установлении фактов манипулирования рынком акций ОАО «Живой офис»

4. Об установлении фактов манипулирования рынком обыкновенных акций ПАО «Тучковский КСМ»

5. Об установлении фактов манипулирования рынками биржевых облигаций ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ»

6. Об установлении фактов манипулирования группой лиц рынками ряда ценных бумаг

7. Об установлении фактов манипулирования рынками обыкновенных акций ОАО «Уральская кузница», ПАО «Черногорнефть», ПАО «Ковровский механический завод», ПАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», ПАО «Новороссийский морской торговый порт» и привилегированных акций ПАО «Российские сети»

8. Об установлении факта манипулирования рынком привилегированных акций ПАО «Челябэнергосбыт»

9. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ОАО «СЭМЗ»

10. Об установлении фактов манипулирования рынком паев ЗПИФ недвижимости «Авекс-Недвижимость» под управлением ЗАО «ИНТЕРКОММЕРЦ Управление активами»

11. Об установлении факта манипулирования рынками паев ЗПИФН «Родные просторы» и облигаций ООО «Ротор», ООО «Жилстрой», ООО «СТП»

12. Об установлении факта манипулирования рынком паев ЗПИФ рентного «Земли Подмосковья»

1. Об установлении фактов манипулирования рынками акций ОАО «Ленэнерго»

2. Об установлении факта манипулирования рынком паев ЗПИФ недвижимости «Рождественский»

3. Об установлении факта манипулирования рынками паев ЗПИФ хедж-фонда «Альтаир» и ЗПИФ хедж-фонда «Искона»

4. Об установлении факта манипулирования рынками паев ЗПИФ недвижимости «Стражи Урала», ЗПИФ рентного «Центр», ЗПИФ рентного «Малахит»

5. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ОАО «Мечел»

6. Об установлении факта манипулирования рынками обыкновенных акций ОАО «НК «Роснефть», обыкновенных и привилегированных акций ОАО «Ростелеком», обыкновенных акций ОАО «РусГидро», обыкновенных и привилегированных акций ОАО «Сбербанк России», обыкновенных акций ОАО «Сургутнефтегаз», обыкновенных акций ОАО «Татнефть», обыкновенных акций ОАО «НК «ЛУКОЙЛ»

7. Об установлении фактов манипулирования рынками паев ЗПИФ рентного «Исток» под управлением ООО «УК «ФОРТИС-Инвест», паев ЗПИФ рентного «ДжиБиЭм – Альфа» и паев ЗПИФ рентного «ДжиБиЭм – Бета» под управлением ООО УК «ДжиБиЭм Кэпитал»

8. О предпринятых Onexim Holdings Limited действиях

9. Об установлении факта манипулирования рынком паев ЗПИФ недвижимости «Монтес Аури Маунтейн»

1. Об установлении факта манипулирования рынком паев ЗПИФ кредитный «РКС»

2. Об установлении факта инсайдерской торговли акциями ОАО «ОПИН»

3. Об установлении факта манипулирования рынком паев ЗПИФ рентный «Агрокапитал»

4. Об установлении фактов манипулирования

5. Об установлении факта манипулирования рынком акций ОАО «АК «Транснефть»

6. Об установлении факта манипулирования рынком акций

1. Об установлении факта манипулирования рынком обыкновенных акций ОАО «Варьеганнефтегаз»

2. Об установлении факта манипулирования рынком акций ОАО «Медиа группа «Война и Мир»

3. Об установлении факта манипулирования рынком акций ОАО «Богородские деликатесы»

4. Об установлении факта инсайдерской торговли акциями ОАО «Концерн «КАЛИНА»

5. Об установлении факта манипулирования рынком акций ОАО «АвтоВаз»

6. Об установлении факта манипулирования рынком облигаций ЗАО «Строительное объединение «М-ИНДУСТРИЯ»

7. Об установлении факта манипулирования рынком акций ОАО «ПРОЕКТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

8. Об установлении факта манипулирования рынком акций ОАО «АКБ «АВАНГАРД»

9. О выявлении факта манипулирования рынком акций ОАО «Архангельская сбытовая компания»

1. О выявлении факта манипулирования рынком акций ОАО «РБК»

2. О выявлении факта манипулирования рынком акций ОАО «Соликамский магниевый завод»

1. Об установлении факта манипулирования ценой обыкновенных акций ОАО «ТАТБЕНТО»

2. Об установлении факта манипулирования ценами ценных бумаг ОАО «Самараэнерго»

3. Об установлении факта манипулирования ценами ценных бумаг

1. О признании факта манипулирования ценами бездокументарных именных обыкновенных акций ОАО «ИнтерТрейдИнвест» и ОАО «ФинКомИнвест»

2. О признании факта манипулирования ценами обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Биодинамика»

Представленная таблица позволяет сделать вывод о росте выявленных случаев манипулирования рынком и использования инсайдерской информации, что предопределяет необходимость совершенствования механизмов привлечения к ответственности виновных лиц и, возможно, ужесточение ответственности в рамках существующих правовых мер.

За пределами проводимого анализа останутся так называемые технические манипуляции, которые активно используются на всех без исключения фондовых рынках и с формальной точки зрения не являются манипуляциями, противоправными действиями, влекущими установленную законодательством ответственность. Указанные действия являются техническими манипуляциями по причине технического анализа рынков, в силу которого, как правило, мелкие спекулянты (основная ценодвижущая сила на фондовом рынке) под психологическим воздействием, формируемым глобальными инвесторами (хеджфондами), убеждаются в действенности применяемых ими методик анализа рынка и совершают, по их мнению, «прибыльные» сделки купли-продажи, в последующем приводящие к потере денежных средств. Для осуществляемого анализа представляет интерес информация о том, какие признаки манипулирования были использованы участниками рынка и как изменялись тенденции данных противоправных действий.

Данные приведены в табл. 3.

Таблица 3. Перечень выявленных признаков неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком[7]

Год

Признаки манипулирования

Кол-во нарушений

Проведение сделок с ценными бумагами по предварительному соглашению, что привело к значительным отклонениям параметров торгов

Проведение сделок с ценными бумагами по предварительному соглашению, совершаемых в том числе в целях введения в заблуждение относительно цены ценных бумаг: В результате совершения операций с ценными бумагами цена ценных бумаг поддерживалась на уровне, значительно отличающемся от уровня, который мог бы быть сформирован без совершения этих сделок

Проведение взаимных сделок с акциями по предварительному соглашению, что привело к значительным отклонениям параметров торгов акциями. Совершение большинства сделок не обладало экономическим смыслом

Передача инсайдерской информации, содержащейся в поручениях на продажу иностранной валюты, и ее использование контрагентом для совершения сделок на организованных торгах и извлечения излишнего дохода

Использование автором торговых стратегий автоследования инсайдерской информации профессионального участника рынка ценных бумаг для совершения сделок по собственным клиентским счетам и извлечения излишнего дохода

Проведение серии взаимных сделок с акциями по предварительному соглашению. Это в итоге привело к значительным отклонениям параметров торгов

Проведение сделок с облигациями по предварительному соглашению в итоге привело к значительным отклонениям параметров торгов

Проведение операций с некоторыми ценными бумагами по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям параметров торгов

Проведение сделок с акциями по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям параметров торгов

Проведение сделок с облигациями и акциями по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям параметров торгов

Проведение операций с 31 ценной бумагой по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям объема торгов этими ценными бумагами

Проведение сделок с инвестиционными паями по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям объема торгов паями и цены на них

Проведение серии взаимных сделок с облигациями по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям цены на облигации

Неоднократное совершение сделок с акциями на протяжении нескольких торговых дней для введения в заблуждение широкого круга инвесторов по поводу цены на акции

Инсайдерами ПАО «АФК «Система» (далее – Общество) Буяновым А.Н., Гончарук А.Ю. и Носовой Н.К. инсайдерская информация использовалась неправомерно. Ими осуществлялись операции с принадлежащими им обыкновенными акциями компании, что позволило этим лицам избежать убытка

Проведение серии взаимных сделок с акциями по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям объема и цены торгов такими акциями

Проведение серии взаимных сделок с биржевыми облигациями по предварительному соглашению привело к значительным отклонениям параметров торгов данными облигациями

Установлен факт манипулирования рынком привилегированных акций Публичным акционерным обществом «Челябэнергосбыт»

Поддержание торговой активности рынка обыкновенных акций ОАО «СЭМЗ» осуществлялось преимущественно аффилированными лицами: эмитентом, некоторыми юридическими лицами, в том числе нерезидентами, двумя гражданами. С этой целью ими по предварительной договоренности совершались сделки для введения в заблуждение инвесторов по поводу ликвидности и цены на акции

Сформированная торговая активность на рынке паев ЗПИФ поддерживалась преимущественно аффилированными лицами

Проведение серии взаимных сделок с облигациями по предварительной договоренности в период с декабря 2020 г. по апрель 2020 г. с такими аффилированными лицами: ООО «Пермьтрансмеханизация», ПАО «Промактив», ООО «Рентэк», ООО «Ротор», ООО «АВК», ООО «Жилстрой», ООО «ТСК-1», Романова П.В.

Поддержание торговой активности на рынке паев ЗПИФ недвижимости «Родные просторы» в период с января 2020 г. по апрель 2020 г. осуществлялось за счет совершения сделок по предварительному соглашению между такими взаимосвязанными между собой лицами: ПАО «Промактив», ООО «ТСК-1», ООО «Рентэк», ООО «Жилстрой», ООО «АВК»

Компанией ЗАО «ИК «Энергокапитал» было совершено несколько серий сделок по предварительной договоренности с клиентом ONPER TRADING LIMITED. При этом торговый счет клиента использовался в собственных интересах, что привело к значительным отклонениям объема торгов акциями, а также к отклонениям предложения и спроса. Сделки совершались с целью получения материального вознаграждения от агента эмитента, в том числе за достижение определенного объема торгов на рынке акций ОАО «Ленэнерго»

Поддержание торговой активности на рынке паев ЗПИФ почти полностью осуществлялось взаимосвязанными лицами посредством совершения сделок по предварительному соглашению

Компания UFS CAPITAL LTD совершила в интересах UFS Investments Ltd ряд сделок по продаже акций. Это привело к значительному отклонению цены акций на основе заявок, которые на момент выставления имели наименьшую цену продажи акций. В течение последующих торговых дней в интересах UFS Investments Ltd был совершен ряд противоположных сделок. Кроме того, UFS CAPITAL LIMITED совершила ряд сделок с акциями, обязательства сторон по которым исполняются в интересах и за счет одного лица – UFS Investments Ltd

Исходя из характера совершенных сделок с акциями на торгах ЗАО «ФБ ММВБ», можно сделать вывод о наличии предварительного соглашения между данными лицами. В некоторые из дней доля договорных сделок между указанными лицами составляла от 20 до 67% в общем объеме торгов акциями

Рынок паев почти полностью был создан искусственно. В его создании участвовали юридические лица, связанные между собой и осуществляющие косвенное управление компанией. Большая часть сделок с паями на торгах ЗАО «ФБ ММВБ» была заключена по предварительной договоренности между указанными лицами, поддерживавшими на рынке паев торговую активность

Формирование цен на паи на торгах осуществлялось при использовании нерыночных способов. Это нельзя считать справедливым. К тому же этим не отражается подлинная стоимость указанного финансового инструмента

Горский С.С., являющийся официальным представителем ONEXIM HOLDINGS LTD, передал инсайдерскую информацию о запланированной оферте компании RDELICA LTD, которая купила акции ОАО «ОПИН» на торгах ЗАО «ФБ «ММВБ» с применением данной информации. Компания FOESTA LTD, чьим представителем также является Горский С.С., аккумулировала акции. В качестве конечного выгодоприобретателя акций стала фирма ONEXIM HOLDINGS LTD

Рынок был создан искусственно практически полностью. Цена паев фонда и другие параметры торгов (предложение, спрос, объем) формировались при помощи нерыночных способов, целенаправленно поддерживаясь заинтересованными аффилированными физическими и юридическими лицами. Эти лица совершили большую часть сделок с паями фонда на бирже. Все эти лица – клиенты одного и того же профучастника рынка ценных бумаг

Формирование цены на финансовые инструменты и других параметров торгов происходило с использованием нерыночных способов, целенаправленно поддерживаясь заинтересованными аффилированными лицами. Рынок акций почти полностью был создан искусственно. Цены паев были справедливыми, но ими не отражалась подлинная стоимость финансовых инструментов

Проведена серия взаимных сделок с акциями по предварительному соглашению. В качестве результата проведенных манипуляций стало значительное отклонение объема и цены торгов акциями

Проведенные сделки соответствуют сделкам, совершаемым по предварительному соглашению. Они могут рассматриваться как манипулирование рынком

Регулярное проведение серии взаимных сделок, охватывающих существенную долю от объема торгов по обыкновенным акциям, достигая в некоторые из дней торгов 100% дневного объема торгов данными финансовыми инструментами. Проведение сделок привело к значительному отклонению цены обыкновенных акций и других рыночных параметров

Умышленное распространение заведомо ложной информации, проведение операций с акциями общества по предварительной договоренности между лицами, в чьих интересах были совершены данные операции, вследствие которых рыночные параметры торгов акциями общества значительно отклонились от уровня, который мог бы быть сформирован при неосуществлении этих операций. К тому же на протяжении торгового дня на торгах неоднократно заключались сделки в интересах одного субъекта на основе заявок, обладающих на момент их выставления наибольшей ценой покупки или наименьшей ценой продажи акций общества. В связи с этим их цена значительно отклонилась от уровня, который мог бы быть сформирован без совершения этих сделок

Были выставлены сделки, приведшие к значительному отклонению заявок от уровня, который мог бы быть сформирован в случае их невыставления

Некоторые лица, которые имели прямое отношение к сделке, воспользовались инсайдерской информацией неправомерно и купили акции «КАЛИНЫ»

Распространение ложных сведений в средствах массовой информации. Произошло изменение цены на акции, а также существенный рост объема торгов

Регулярное проведение взаимных сделок. В некоторые из дней торгов объемы сделок достигали 100% от дневного объема торгов данными финансовыми инструментами

Регулярное проведение некоторыми участниками группы взаимных сделок. В некоторые из дней торгов объемы совершаемых операций достигали 100% от дневного объема торгов данными финансовыми инструментами. Вследствие совершения таких сделок произошло значительное отклонение цены акций. Также было выявлено, что манипуляционные сделки были совершены в интересах эмитента, в роли которого выступала компания ОАО «ПРОЕКТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

Регулярное проведение некоторыми участниками группы взаимных сделок. В некоторые из дней торгов объемы совершаемых данными участниками операций с акциями достигали 100% от дневного объема торгов данными финансовыми инструментами. В связи с совершением сделок произошло значительное отклонение цены акций и других рыночных параметров. Совершение действий происходило за счет и по поручению одного лица

Около 90% дневного объема торгов обыкновенными акциями и примерно 96,53% дневного объема торгов привилегированными акциями было совершено между двумя физическими лицами, участвующими в торгах. Данные сделки не имели экономической целесообразности. Они были заключены по одинаковой цене и не принесли никакой прибыли. Выставление безадресных заявок на совершение операций осуществлялось синхронно. Их цены и объемы были идентичными

На сайте-клоне (http://см3.рф/ – http://смз.рф/) были размещены заведомо ложные сведения о проведении обратного выкупа акций ОАО «СМЗ» по цене, существенно выше рыночной, сложившейся на торгах ЗАО «ФБ ММВБ». Это привело к существенному отклонению цены и некоторых других рыночных параметров акций

Значительное отклонение цены и некоторых других рыночных параметров. При этом объемы операций, совершаемых с акциями ОАО «РБК», в некоторые из дней торгов достигали 40% от дневного объема торгов данными акциями. Совершение сделок происходило в интересах одного лица, участвовавшего в торгах

Цена на акции поднялась больше, чем на 100%, в течение трех суток после проведения операции

Совершенные сделки не обладали очевидным экономическим смыслом и не имели законной цели. Владелец бумаг после выполнения обязательств по таким сделкам не менялся

Выявление признаков манипулирования рынком и случаев неправомерного использования инсайдерской информации позволяет регулятору – Банку России в соответствии с действующим законодательством применять превентивные меры воздействия на виновных лиц, среди которых выделим следующие:

– направление предписания о недопущении совершения в будущем аналогичных нарушений;

– направление материалов проверки в правоохранительные органы;

– направление предписания профучастникам рынка ценных бумаг и ПАО «Московская биржа» о предстоящей блокировке торговых счетов;

– аннулированы квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка;

– аннулирование лицензии на ведение деятельности, связанной с управлением негосударственными пенсионными, инвестиционными и паевыми инвестиционными фондами юридическому лицу;

– информация о деятельности юридического лица направлена в адрес федеральной налоговой службы;

– Банк России рекомендует ЗАО «ФБ ММВБ» рассмотреть вопрос касательно делистинга акций;

– привлечение к административно-правовой ответственности лиц, которые вовлечены в манипулирование рынком;

– принятие решения о запрете совершения лицами, совершившими манипулирование, всех операций, в том числе с производными финансовыми инструментами, на организованных торгах;

– аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской, брокерской или депозитарной деятельности либо деятельности, связанной с управлением ценными бумагами.

Сопоставление санкций, применяемых в зарубежных странах к нарушителям антиманипулятивного законодательства, и правил поведения с санкциями, предусмотренными российским законодательством, позволяет сделать вывод о достаточно сопоставимых мерах воздействия на виновных участников рынка. Учитывая более позднее формирование в Российской Федерации законодательства о противодействии манипулирования финансовым рынком по сравнению с развитыми зарубежными правопорядками, отметим, что отечественное законодательство аккумулирует практически все апробированные меры противодействия. Так, Л.С. Худякова систематизирует санкции, применяемые в большинстве стран, и выделяет следующие:

– административные случаи (отзыв лицензии, указ о прекращении деятельности, временное отстранение либо условная выдача разрешения на ведение деятельности, отстранение профессионального участника от ведения дел на рынке, регулируемом комиссией; наложение довольно внушительного штрафа; возмещение убытка клиентам, которые пострадали от манипулятивных сделок; инициирование гражданских судебных процедур, приводящее к материальным выплатам, возмещению убытка, выплате штрафа и пр.);

– уголовно-правовые санкции (штраф либо тюремное заключение)[8].

Анализ мер, применяемых Банком России в случаях неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, позволил сделать вывод, что в период с 2020 по 2020 г. были распространены такие меры, как привлечение к административной ответственности, а также направление материалов проверки в правоохранительные органы. В последующие годы вектор ответственности был изменен в сторону направления предписаний о недопущении совершения аналогичных нарушений в дальнейшем, а также аннулирования квалификационного аттестата специалиста финансового рынка[9].

Данные, предоставленные Банком России, позволяющие сделать вывод об общем количестве принятых превентивных мер за исследуемый период, приведены в табл. 4.

Таблица 4. Сводная таблица по принятым мерам за период 2020 – 2020 гг. в случаях неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком[10]

N

Вид принятой меры

Общее количество принятых мер за период 2020 – 2020 гг.

Направление предписания о недопущении совершения в будущем аналогичных нарушений

Направление материалов проверки в правоохранительные органы

Направление предписания профучастникам рынка ценных бумаг и ПАО «Московская биржа» о предстоящей блокировке торговых счетов

Аннулированы квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка

Аннулирование лицензии на деятельность, связанную с управлением инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, юридическому лицу

Информация о деятельности юридического лица направлена в адрес федеральной налоговой службы

Привлечение к административной ответственности лиц, вовлеченных в манипулирование рынком

Принятие решения о запрете совершения лицами, совершившими манипулирование, всех операций, в том числе с производными финансовыми инструментами, на организованных торгах

Аннулирование лицензии профучастника рынка ценных бумаг на ведение дилерской, депозитарной или брокерской деятельности либо деятельности, связанной с управлением ценными бумагами

Несомненно, превентивная функция контроля и привлечения к ответственности играет свою положительную роль в процессе реализации положений Закона о противодействии. Вместе с тем следует обратить внимание, что в последние годы на организованном рынке участниками совершаются сделки, с формальной точки зрения не являющиеся противоправными, но при определенных условиях подпадающие под действие вышеназванного Закона. Так, в процессе мониторинга торговой активности на организованных торгах Банк России выявляет действия участников, которые при определенных условиях их осуществления могут квалифицироваться как противоправные действия в соответствии с Законом о противодействии.

К данным действиям относятся кросс-сделки, заключаемые на основе безадресной заявки одним субъектом, который действует в своих интересах, одновременно выступающим как покупателем, так и продавцом в сделке купли-продажи, заключаемой путем подачи заявок разной направленности, а именно:

1) посредством различных участников торгов субъектом, имеющим у организатора торговли определенные различия в коде, идентифицирующем клиентов;

2) посредством одного участника торгов при предоставлении организатором торговли на основании заявления участника торгов права на проведение кросс-сделок.

Заключение подобных сделок осуществляется с применением алгоритмической торговой системы, действующей в интересах одного субъекта, поскольку в соответствующий алгоритм не было внедрено механизма, способного предотвратить заключение на организованных торгах сделок между разными «стратегиями». Указанные сделки могут вызывать значительные отклонения параметров торгов, что является манипулированием рынком (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона о противодействии) и влечет привлечение виновных в манипулировании лиц к ответственности[11].

В некоторых случаях Банком России выявляется нарушение требований Закона о противодействии участниками рынка в части невыполнения следующих обязательных действий: не раскрывается перечень инсайдерской информации, не имеется официального сайта для размещения такой информации, нарушается порядок ведения списка инсайдеров, а также не принимаются меры по выявлению операций, имеющих признаки манипулирования рынком. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о противодействии лица, осуществляющие операции на организованных торгах с товарами в интересах клиентов и получившие инсайдерскую информацию от клиентов, относятся к инсайдерам, в связи с чем они обязаны соблюдать требования законодательства и нормативных актов, в том числе принимать все необходимые меры по оказанию противодействия неправомерному использованию инсайдерских данных и манипулированию рынком[12].

Вызывает сомнение и правомерность совершения систематически заключаемой участниками торгов сделки по схеме, именуемой «switch»[13], которая, при соответствующих условиях использования, является противоправной в соответствии с положениями и требованиями Закона о противодействии. По этой схеме заключение сделок может происходить либо в один день, либо с разницей в несколько дней, если ликвидность финансовых инструментов дает сторонам основания считать, что при заключении всех сделок с промежуточным участником цена будет находиться на одном уровне. Противоправность данных сделок может проявляться в том, что характер и обстоятельства их совершения свидетельствуют о наличии предварительного соглашения между сторонами.

Серии сделок, заключаемые по схеме «switch», если даже одна из этих сделок заключена на основе заявки, адресованной всем участникам торгов, могут квалифицироваться в качестве манипулирования рынком в согласии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о противодействии. Указанная схема может использоваться в целях сокрытия конфликта интересов в обход закона, при мошенничестве, злоупотреблении правом и в других случаях[14]. Имеют место действия, когда в целях реализации крупного пакета акций или других финансовых инструментов, уровень ликвидности которых является недостаточным для исполнения такого поручения на бирже, профучастник рынка ценных бумаг распространяет среди широкого круга участников рынка аналитический отчет, содержащий преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующий о высоком уровне их инвестиционной привлекательности[15]. Аналитический отчет, распространенный среди широкого круга лиц, используется профучастником рынка ценных бумаг в качестве инструмента воздействия на потенциальных покупателей для реализации ценных бумаг.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о противодействии сделки по предварительному соглашению, совершенные на бирже и приводящие к существенным отклонениям рыночных параметров торгов ценными бумагами (цены, спроса, предложения, объема торгов), являются манипулированием рынком. По мнению Банка России, подобная практика совершения договорных сделок на внебиржевом рынке с использованием заведомо недостоверных данных, выводов и рекомендаций, содержащихся в аналитическом отчете, также рассматривается в качестве недобросовестной практики как вводящая в заблуждение участников рынка и, по существу, представляющая собой один из способов умышленного распространения заведомо ложных сведений. Следует отметить, что в международной практике вышеуказанная совокупность действий профучастника рынка ценных бумаг определяется как манипулятивная[16]. Организаторы торгов также заинтересованы в том, чтобы соблюдалось законодательство о противодействии манипулированию рынком и неправомерному использованию инсайдерской информации. Это возлагает на них повышенную ответственность за допуск к торгам профессиональных участников и контролю за совершаемыми сделками. В этой связи необходимо создание на базе организаторов торгов соответствующей структуры, наделенной правомочиями по проведению расследований выявляемых противоправных случаев и предоставления соответствующей информации регулятору.

Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации оказывает отрицательное влияние на рыночные механизмы ценообразования организованных рынков, снижая их инвестиционную привлекательность. Предотвращение нарушений, связанных с подобными действиями на финансовых рынках, рассматривается в качестве важнейшего инструмента, способствующего формированию добросовестной конкуренции. В настоящее время эффективным средством мониторинга рынка выступает использование автоматизированных систем контроля, способных регистрировать нестандартные сделки, связанные с отклонением цен и объемов от среднерыночных. Безусловно, превентивное воздействие и неотвратимость наказания имеют серьезное значение в профилактике правонарушений, в связи с чем регулятор должен пресекать любые проявления недобросовестного поведения участников рынка как в рамках предупредительных процедур, так и в рамках применения законодательно предусмотренных санкций.

Литература

1. Худякова Л.С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках / Л.С. Худякова // Деньги и кредит. 2020. N 7. С. 66 – 67.

[1] В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2020 г. N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (ред. от 15.05.2020) Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена с 1 сентября 2020 г., а ее функции были переданы в ведение Центрального банка Российской Федерации.

[2] Худякова Л.С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках // Деньги и кредит. 2020. N 7. С. 65.

[3] СЗ РФ. 2020. N 31. Ст. 4193.

[4] Статья 185.3 «Манипулирование рынком» (в ред. Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ), ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» (введена Федеральным законом от 27.07.2020 N 224-ФЗ).

[5] Статья 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ), ст. 15.30 «Манипулирование рынком (в ред. Федерального закона от 27.07.2020 N 224-ФЗ), ст. 15.35 «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» (введена Федеральным законом от 27.07.2020 N 224-ФЗ).

[6] URL: http://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_detect/ (дата обращения: 26.12.2020).

[7] URL: http://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_detect/table/ (дата обращения: 26.12.2020).

[8] Худякова Л.С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках. С. 66 – 67.

[9] Всего Центральным банком Российской Федерации в 19 случаях было аннулировано 66 аттестатов специалиста финансового рынка. URL: http://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_cancelled/ (дата обращения: 09.01.2020).

[10] URL: http://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_detect/table/ (дата обращения: 26.12.2020).

[11] URL: http://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_practices/ (дата обращения: 10.01.2020).

[12] http://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_detect/table/ (дата обращения: 26.12.2020).

[13] По схеме «switch» финансовые инструменты переходят из владения одного лица к другому через третье лицо в результате заключения пары или серии сделок купли-продажи. Цены в данных сделках практически совпадают. Разница в ценах сделок позволяет обеспечить возмещение издержек третьего лица на проведение операций и включает в себя его комиссию за предоставляемую услугу.

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

«Ренессанс страхование» осуществляет внутренний контроль с целью предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, исполнением «Ренессанс страхование» требований законодательства РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2020 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» (далее – Закон № 224-ФЗ), в «Ренессанс страхование» утверждены:

В соответствии со статьей 6 Закона № 224-ФЗ запрещается любому лицу:

  • использовать инсайдерскую информацию
  • для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;
  • путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;
  • путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.
  • осуществлять действия, относящиеся в соответствии с Законом № 224-ФЗ к манипулированию рынком.

В соответствии со статьей 7 Закона № 224-ФЗ любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию «Ренессанс страхование» и (или) осуществившее манипулирование рынком, несет административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, также неоднократное нарушение Закона № 224-ФЗ является основанием для аннулирования, отзыва или приостановления лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации на осуществление банковских операций.

В соответствии со статьей 10 Закона № 224-ФЗ Инсайдеры по требованию «Ренессанс страхование» обязаны предоставить информацию об осуществленных ими операциях с ценными бумагами «Ренессанс страхование» и о заключении договоров, которые являются производными финансовыми инструментами и цена которых зависит от таких ценных бумаг в порядке и сроки, установленные Указанием Банка России от 22.04.2020 N 5128-У «О порядке и сроках предоставления информации инсайдерами, получившими предусмотренный частями 1 — 3 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2020 года N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрос».

Перечень финансовых инструментов «Ренессанс страхование»

Тип Серия Идентификационный номер Номинал Валюта номинала Объем выпуска
Биржевые облигации 001P-01R 4-00396-R-001P-02E 1000 Рубль 3 000 000 000

Горячая линия

Если вам стало известно о неправомерном использовании или распространении инсайдерской информации «Ренессанс страхование», манипулировании рынком, иных подозрительных, возможных или наступивших событиях, связанных с инсайдерской информацией «Ренессанс страхование», сообщите об этом:

Манипулирование рынком ценных бумаг и использование инсайдерской информации

Манипулирование рынком ценных бумаг и использование так называемой инсайдерской информации являются одними из самых острых проблем рынка ценных бумаг. В настоящее время в Российской Федерации за манипулирование рынком и иное неправомерное использование инсайдерской информации в крупном и особо крупном размерах введена уголовная и административная ответственность.

Так, согласно ст. 15.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.

А в п. 1 ст. 185.6 Уголовного кодекса РФ сказано, что умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Закон о рынке ценных бумаг вопросы, связанные с манипулированием рынком и использованием инсайдерской информации, непосредственно не регулирует, ограничившись указанием на то, что термины «инсайдерская информация» и «манипулирование рынком» используются в Законе о рынке ценных бумаг в значении, определенном Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В широком общепринятом смысле инсайдер (от англ. inside — внутри) — любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям.

Использование такой информации может принести ее обладателю значительную выгоду. Так, лицо, получившее в силу своего служебного положения или личных связей доступ к информации о том, что одна крупная компания готовится приобрести крупный пакет акций другой компании (соответственно стоимость этих акций повысится) покупает на свои личные средства акции этой компании с тем, чтобы впоследствии их выгодно перепродать.

Примером неправомерного использования инсайдерской информации является и скупка государственных облигаций за короткое время до присвоения рейтинговым агентством более высокого инвестиционного рейтинга стране, выпустившей эти облигации (что автоматически влечет повышение стоимости облигаций) лицами, получившими соответствующую информацию. Подобных примеров можно привести достаточно много.

В странах, которые принято называть развитыми, правовое регулирование неправомерного использования инсайдерской информации имеет давнюю историю. Соответствующие положения есть либо в правовых актах, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг (например, ст. 2.1 Закона Норвегии «О торговле ценными бумагами» 1997 г.) либо в отдельных правовых актах. Так, в 1988 г. в США был принят специальный Закон о наказании за инсайдерскую торговлю и мошенничество в области ценных бумаг. Общее правовое регулирование инсайдерской торговли на европейском уровне было установлено Директивой ЕС 1989 г. N 89/592. В январе 2003 г. Европейской комиссией были приняты Директива о проспекте, подлежащем опубликованию в случае публичной эмиссии ценных бумаг и их допуска к торгам, и Директива о злоупотреблениях на рынке.

Отличие инсайдерской информации от таких видов, конфиденциальной информации как, например, банковская тайна, состоит в том, что банковская, тайна подлежит сохранению. Должны быть проведены все допускаемые законом действия для того, чтобы эта информация осталась тайной, чтобы она не стала достоянием неограниченного круга лиц. Инсайдерская же информация на финансовом и товарном рынках, напротив, — это та информация, которая должна сохраняться недоступной для третьих лиц достаточно короткое время. Но затем она подлежит обязательному раскрытию.

Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. вводит понятие инсайдерской информации, а также устанавливает признаки, которым отвечают действия, признаваемые манипулированием рынком.

В ст. 2 он определяет инсайдерскую информацию как — точную и конкретную информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Закона.

Таким образом, к инсайдерской информации может быть отнесена та информация, которая может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. Причем согласно п. 2 ст. 1 Закона последние должны быть допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах. Представляется, что к инсайдерской информации можно было бы также отнести информацию, касающуюся шансов той или иной команды или конкретного спортсмена выиграть эти соревнования, поскольку на результат соревнований можно делать ставки. Однако вышеуказанный закон такого положения не содержит.

В современной экономике особую роль играют организованные рынки (товарный, валютный и фондовый), формируемые посредством деятельности организаторов торговли, задачей которых является упорядочение торговли наиболее ликвидными видами однородных товаров и создание условий, облегчающих ее проведение. Функционирование организованных рынков подчинено строгим правилам, содержание которых во многом определяется организаторами торговли. В п.п. 3 ст. 2 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации организатор торговли определяется как фондовая, валютная, товарная биржа, иная организация, которая в соответствии с федеральными законами осуществляет деятельность по организации торговли финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

Естественно в случае доказанности фактам манипулирования рынком ценных бумаг и использования так называемой инсайдерской информации возникает и гражданская ответственность в форме возмещения понесенных убытков.

Как следует из ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг, Банк России имеет право в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом. Таким образом, можно говорить об особого рода административной ответственности, применяемой ЦБ РФ к недобросовестным профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

Кроме того, особой формой воздействия на участников рынка ценных бумаг в случае использования инсайдерской информации и манипулирования рынком являются предписания ЦБ. В таких предписаниях, которые носят императивный характер, он уведомляет в письменной форме о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

Фондовые биржи

Значительное количество сделок с ценными бумагами совершается на биржах. Особенностью биржевой торговли является то, что биржевые сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго отведенное время (биржевой сеанс или биржевая сессия) и по четко установленным правилам, обязательным для всех участников такой торговли. Такие места получили название биржи (от греческого byrsa — кошелек). Выделяют товарные, валютные и фондовые биржи.

В отношении товарных бирж ранее действовал специальный закон — Закон о товарных биржах и биржевой торговли, однако впоследствии он утратил силу в связи с принятием Закона об организованных торгах, который стал основополагающим правовым актом в сфере биржевой торговли.

Биржи, на которых продают и покупают ценные бумаги, получили название фондовых бирж. У фондовой биржи, как правило, есть центральный офис, где фиксируются все проведенные биржевые сделки, хотя в настоящее время торговля на фондовой бирже все меньше и меньше становится привязана к тем или иным физическим адресам, благодаря развитию интернет-трейдинга. Электронная торговля ценными бумагами позволяет повысить скорость сделок, а также снизить издержки, связанные с их совершением.

Следует сделать краткий экскурс в историю происхождения биржи. Итак, в 13-15 в.в. возникают вексельные ярмарки или постоянные вексельные рынки (Венеция, Генуя, Флоренция, Лондон, Брюгге и т.д.). А в 16 в. возникли две уже фондовые биржи (антверпнеская и лионская), на которых обращались не только векселя, но и государственные займы, устанавливались биржевые курсы, развивалась спекуляция. Но долго эти биржи не просуществовали.

В 17 в. создается старейшая фондовая биржа мира — Амстердамская. Здесь впервые появились акции. Для фондовой биржи было построено специальное здание. Сделки осуществлялись через брокеров. Хотя существует мнение будто первой возникла биржа в Лондоне.

В России еще при Петре 1, в 1703 году была организована Петербургская фондовая биржа. Но значительную роль в экономике России она стала играть лишь в конце 19-го века. Первые советские фондовые биржи начали функционировать в 1922 году, но через три года они были ликвидированы, после чего в Советском Союзе рынок ценных бумаг перестал существовать. И только в 1990 году 21 ноября была зарегистрирована Московская Центральная фондовая биржа.

Фондовая биржа — наиболее важная составляющая фондового рынка, поскольку она не только дает возможность торговать ценными бумагами, но и занимается их выпуском. Через процедуру IPO (initial public offer — первичное размещение акций) та или иная компания может выпускать свои акции и выводить их для свободной продажи на фондовый рынок. В современном мире фондовые биржи работают во всех уголках земного шара. Самая большая фондовая биржа в мире находится в Нью-Йорке, однако современные финансовые рынки все в большей степени представляют собой электронные сети, соответственно, и большинство мировых фондовых бирж становятся электронными.

Применительно к рынку ценных бумаг деятельность фондовой биржи регулируется Законом о рынке ценных бумаг, а также Законом об организованных торгах. Следует также учитывать положения ФЗ «О центральном депозитарии», ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», ранее — ФЗ «Об инвестиционных фондах» и ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».

Интересно отметить, что в Законе о рынке ценных бумаг термин «биржа» вообще не используется. Вместо этого в нем применяется термин «организованные торги» (ст. 2). Само же понятие «организованные торги» определяется в ст. 2 Закона об организованных торгах как торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Соответственно биржевые торги ценными бумагами — организованные торги, проводимые фондовой биржей.

Понятие биржи дано в ст. 9 Закона об организованных торгах, согласно которой биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи, а организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Для биржи как юридического лица установлен целый ряд ограничений. Так, единственной организационно правовой формой, в которой могут в настоящее время существовать биржи, являются акционерные общества (п. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах). Целый ряд ограничений установлен ст. 5 Закона об организованных торгах, согласно которой:

1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.

5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Отдельные ограничения установлены п. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах, согласно которому биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Для участия в организованных торгах на фондовой бирже применяется процедура, получившая название «листинг». Как следует из п. 2 ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг, ценные бумаги допускаются к организованным торгам путем осуществления их листинга. Осуществление листинга ценных бумаг допускается при условии соответствия таких ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России. Биржа вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки, являющиеся частью списка допущенных к организованным торгам ценных бумаг.

Таким образом, листинг ценных бумаг — включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список.

Для проведения листинга заключается особый договор с эмитентом ценных бумаг (лицом, обязанным по ценным бумагам), за исключением следующих случаев:

1) осуществление листинга федеральных государственных ценных бумаг;

2) осуществление организатором торговли листинга ценных бумаг, эмитентом которых является он сам;

3) осуществление организатором торговли листинга ценных бумаг без их включения в котировальные списки, если такие ценные бумаги прошли процедуру листинга на ином организаторе торговли;

4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом случаи.

Таким образом, отдельные виды ценных бумаг не проходят листинг в случаях прямо предусмотренных законодательством.

Согласно п. 6. ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг организатор торговли вправе без объяснения причин отказать в допуске ценных бумаг к организованным торгам или прекратить допуск ценных бумаг к организованным торгам. В случае прекращения организатором торговли допуска ценных бумаг к организованным торгам без объяснения причин прекращение организованных торгов такими ценными бумагами происходит не ранее чем через три месяца с даты раскрытия организатором торговли информации о прекращении допуска ценных бумаг к организованным торгам.

Фондовая биржа утверждает правила листинга (делистинга) ценных бумаг и (или) правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения листинга. Листинг ценных бумаг осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг, а листинг инвестиционных паев — на основании договора с управляющей компанией данного паевого инвестиционного фонда. При этом, оказание фондовой биржей услуг, непосредственно способствующих совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цены на ценные бумаги (фондовых индексов).

Что касается делистинга то это исключение ценных бумаг организатором торговли из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе исключение ценных бумаг биржей из котировального списка. Другими словами — это операция, противоположная листингу.

Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства и нормативных правовых актов ЦБ РФ. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов, объявляя о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий.

Для фондовых бирж характерно такое явление как фондовый индекс. Индекс обычно рассчитывается на базе стоимости акций 100 ведущих компаний, перечень которых раз в квартал определяет экспертный совет. Для расчета берется среднее арифметическое цен акций, умноженных на общее количество выпущенных акций каждой компании.

Финансовый брокер обязан совершить сделку на наиболее выгодных условиях. Если сделка совершена на условиях более выгодных, чем те которые были указаны клиентом, то полученная выгода делится между сторонами на условиях, предусмотренных в договоре. Как договор комиссии, так и договор поручения могут быть соединены с другими сделками (с договором банковского счета, кредитным договором и т.д.) Это может выражаться в едином документальном оформлении (например, в виде заключения договоров на комплексное обслуживание по операциям с ценными бумагами).

Существует такое понятие как брокерский договор или договор на брокерское обслуживание, который активно применяется на фондовых биржах. Следует исходить из смешанной природы договора с брокером по тому основанию, что в нем присутствуют элементы договоров комиссии и поручения. При этом в РФ не существует четкого законодательно установленного и единообразного понятия брокерской деятельности.

Законодательство относит брокерский договор к договорам финансовых услуг. В настоящее время понятие финансовой услуги дано в Законе о защите конкуренции. В ст. 4 указанного закона сказано, что финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Брокерский договор относится к посредническим договорам. Понятие «посредничество» охватывает все виды договоров, согласно которым посредник совершает правомерные действия юридического и фактического характера в интересах клиента, в том числе в брокерском договоре.

Под брокерской услугой на фондовом рынке, понимается услуга независимого и профессионального посредника по совершению в интересах клиента юридических и фактических действий, направленных на оказание помощи клиенту в работе на определенном сегменте рынка, в том числе там, где требуются специальные познания и/или навыки.

Принцип работы финансового брокера с клиентом заключается в следующем.

Клиент заключает с брокером договор по брокерскому обслуживанию по операциям с ценными бумагами. В свою очередь брокер организовывает допуск ценных бумаг на биржу (подготавливает ходатайства о допуске ценных бумаг к котировке, проходит организационные процедуры допуска). Это происходит поле того, как заказчик дал поручение брокеру на продажу или покупку ценных бумаг. Здесь надо оговориться о том, что наиболее типичным и массовым случаем в российской практике является такой тип сделки, при которая совершается не одним брокером, а двумя. Как правило, брокеры заключают сделку между собой по купле-продаже ценных бумаг во время биржевого торгового собрания на основе простого аукционного механизма биржевых торгов. Далее сделка регистрируется в качестве биржевой. При заключении сделок о купле-продаже ценных бумаг брокеры действуют от своего имени, но в интересах и за счет клиента. Оба финансовых брокера после регистрации сделки оплачивают налог на операции с ценными бумагами и биржевой сбор.

Дата добавления: 2020-02-12 ; просмотров: 103 ;

Эти брокеры дают бонусы за открытие счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место во всех рейтингах! Лучший брокер бинарных опционов по отзывам трейдерам! Прекрасно подходит для новичков. Получите свой бонус за регистрацию счета:

Добавить комментарий