Строительство

Отрывок из книги С.Абрамова

Первые страницы истории

Каменный век на территории Спасского края

Очень длительный период времени, когда человек еще не знал металлов, а для изготовления орудий труда и оружия люди использовали камень, кость и дерево, археологи называют каменным веком. Каменный век ученые разделяют на три периода: палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век, неолит — новый каменный век.

Следующая за палеолитом, более близкая к нашему времени эпоха, названа археологами мезолит — средний каменный век. Мезолит охватывает период от 9-го тысячелетия до первой половины 6-го тысячелетия до новой эры.

Люди в эпоху мезолита жили парными семьями в землянках размерами 4-6 метров в поперечнике. Мужчины эпохи мезолита занимались охотой и рыболовством, женщины — собирательством съедобных растений, плодов, кореньев и злаков, старики изготавливали орудия труда и передавали свой опыт младшим. Взрослые члены общины несли дежурство по поддержанию огня.

Мезолитические стоянки людей располагались в основном в долине Оки, занимают мысы и останцы первых надпойменных террас рек и озер и дюнные всхолмления, возвышаясь на 5-6 метров над современным уровнем воды в водоемах. Стоянки эпохи мезолита найдены археологами вблизи сел Лакаш, Панино, Дегтяное, Кирицы, Городец, Орехово, у поселка Одоевские Фермы, возле деревень Папушево, Уродово, Желобова Слобода. Размеры стоянок невелики, исследованные жилища углублены в землю и достигают площади 40-45 квадратных метров, что говорит о заселении их небольшим охотничьим коллективом. Культурный слой очень мал, и это свидетельствует о том, что люди жили здесь непродолжительное время.

Со второй половины 6-го тысячелетия до новой эры наступает неолит — новый каменный век, который продолжается до середины 3-го тысячелетия до новой эры.

К раннему неолиту относится Верхневолжская культура, существовавшая во второй половине 6-го — 4-м тысячелетии до новой эры. Памятники с верхневолжской керамикой найдены у сел Засечье, Городец, Старый Киструс, возле поселка Одоевские Фермы. Верхневолжцы изготавливали остродонные сосуды с нанесенным на него орнаментом, состоявшим из оттисков гребенчатого, зубчатого штампов и вдавлений в виде небольших ямок. В их хозяйстве использовались каменные орудия, изготовленные из пластин и реже — из отщепов. Сохранялись мезолитические традиции обработки камня.

В 4-м — первой половине 3-го тысячелетия до новой эры на территории Спасского края проживали носители неолитической Рязанской культуры, которые входили в обширную культурно-историческую общность с так называемой ямочно-гребенчатой керамикой. Для нее характерны круглодонные и остродонные сосуды с прямой верхней частью. Керамика украшалась по всей поверхности орнаментом из рядов крупных ямок и оттисков гребенчатого, зубчатого, полулунного и других штампов. Кремневые орудия, разнообразные и по форме, и по назначению, искусно обработаны. Найдены многочисленные орудия и украшения из кости, сланца, камня. На поселениях раскопаны остатки полуземляночных домов площадью от 15 до 50 квадратных метров. В жилищах находились очаги.

Могильники Рязанской культуры располагались чаще всего на территории поселений. Погребенных укладывали в могилы в скорченном виде на бок или на спину с подогнутыми ногами. Их сопровождал погребальный инвентарь, состоявший из каменных и костяных украшений, кремневых орудий.

 

Поселения Рязанской культуры найдены на всей территории Спасского района. Особенно много их в пойме реки Оки. Отметим поселения, расположенные возле поселков Брыкин Бор, Одоевские Фермы, возле сел Городец, Городковичи, Засечье, Лакаш, Половское, Старый Киструс, вблизи деревень Малые Гулынки, Папушево, Сумбулово,Ужалье.

 

Ранний железный век на территории Спасского края

В начале 1-го тысячелетия до новой эры начинается эпоха раннего железа или ранний железный век, который продолжается до середины 1-го тысячелетия новой эры. Открытие человеком выплавки железа из местных болотных руд, овладение искусством кузнечной обработки этого металла, широкое распространение изготовленных из него разнообразных изделий, прежде всего орудий труда и оружия, произвели настоящую революцию в жизни людей. Орудия труда и оружие из железа имели невиданную до того времени твердость и прочность. Они делали возможной расчистку под пашню больших лесных площадей, что обусловило переход от ручного к пашенному земледелию и колоссально увеличило производительность труда. С началом железного века постепенно стали разлагаться родовые отношения, наметился переход к классовому обществу.

Территория Спасского края в раннем железном веке была заселена племенами городецкой культуры, получившей свое название по имени городища у спасского села Городец, расположенного на берегу реки Кишня. Начало формирования городецкой культуры археологи относят к VII — V векам до новой эры. Закончила она свое существование в середине 1-го тысячелетия новой эры.

Ранний этап истории городецких племен характеризуется наличием укрепленных поселений — городищ и неукрепленных поселений — селищ. В Спасском районе обнаружено 15 городецких городищ, расположенных возле сел Большое Пирогово, Городец, Красильниково, Никитино, Огородниково, Половское (два), Старая Рязань, Сумбулово, Троица (два), Шатрищи, Исады и у поселка Брыкин Бор.

При раскопках поселений — городищ и селищ — археологи обнаружили кости животных (лошадь, крупный рогатый скот, свинья), глиняные сосуды с рогожными и сетчатыми отпечатками и гладкостенные, иногда с черным лощением, орудия труда (ножи, кочедыки, наконечники стрел, гарпуны) и украшения (бусы, подвески, серьги, браслеты, перстни) из железа, бронзы и кости, глиняные грузила и пряслица, железные топоры-кельты, удила, долота.

О развитии земледелия у городецких племен говорят найденные археологами обугленные зерна хлебных злаков, зернотерки, серпы. Железные и медные шлаки, куски кричного железа, капли меди и бронзы, обломки глиняных тиглей и льячек, каменные и глиняные литейные формы, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют о развитии металлургии.

Люди жили в прямоугольных в плане и углубленных в землю жилищах — полуземлянках. Стенки подготовленной для жилища ямы обшивали деревом или в яму ставили сруб, над которым возводили крышу на деревянном каркасе.

Городецкая культура (в археологии), железного века (7 век до н.э. — 5 в.н.э.), в бассейне средней Волги, средней и нижней Оки. Названа по с. Городец около города Спасск-Рязанский. Городища. Хозяйство: скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.

Городецкая культура, культура городищ «рогожной керамики», археологическая культура, распространенная в 7 веке до н.э. — 5 в. н.э. в среднем и нижнем течении

Оки, в бассейне рек Мокша и Цна и Среднего Поволжья. Названа по раскопанному (1898) В.А. Городцовым Городецкому городищу близ г. Спасск-Рязанский. Городецкая культура сложилась на основе местных культур эпохи бронзы при участии племен абашевской и срубной культуры. Представлена небольшими укрепленными родовыми поселениями, реже — селищами, жертвенниками, на позднем этапе — и могильниками (преимущественно с трупоположениями). На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища; керамика с отпечатками рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднее время — лощеная. Население занималось охотой, скотоводством, земледелием; поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем. Племена городецкой культуры были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья.

Данные раскопок

Давшее название всей культуре Городецкое городище находится в 1 км от с. Городец на берегу р. Кишни. Городище — овальной формы, размером 49,5 х 60 м, с напольной стороны защищено рвом и валом. В 1898 году городище раскапывал знаменитый археолог В.А. Городцов, в 1928 году обследовал П.П. Ефименко. В.А. Городцовым найдено 7 землянок четырехугольной формы, размером 7-13 м в длину, 5-6 м в ширину; глубина их не превышала 1 м. Землянки имели односкатное покрытие, сделанное из широких толстых досок. В некоторых жилищах были очаги в виде ям, выкопанных в середине пола.

Керамика — лепная, грубая, изготовленная из глины с примесью дресвы и в некоторых случаях — с обломками раковин. Сосуды — баночного типа и горшки со слегка отогнутым венчиком. Основной орнамент — «рогожный» (рис. 1, 6,7) и сетчатый (рис. 1, 1,3). По краю сосудов проделаны отверстия, иногда парами с противоположных сторон (рис.1, 6); иногда они составляют элемент орнамента и идут непрерывным рядом по окружности шейки (рис. 1, 1). Встречены несколько миниатюрных сосудиков (рис. 2, 1-3), льячки в виде ковшиков (рис. 2, 6-8). Найдены глиняные пряслица (рис. 3, 1-4),  грузила, обломки «рогатых» кирпичей.

В верхнем слое городища обнаружены 2 железных ножа  (рис. 3, 6,7) и рыболовный крючок. Из камня изготовлены зернотерки и куранты. Много изделий из кости, в том числе гарпуны, проколки, шилья, долота, наконечники стрел (рис. 4). Находка костяного наконечника стрелы, подражающего скифским типам VII — VI вв. до н.э. (рис. 4, 8), и керамики этого времени позволяют относить городище к ранним памятникам городецкой культуры. Подстилающий слой неолитический.

До настоящего времени известно 13 археологических памятников, расположенных близ села Городец. Из них: 1 городище, 6 поселений, 2 стоянки, 2 селища, 1 курганный могильник, 1 грунтовый могильник.

 

ОЗЕРОВЫ ИЗ ГОРОДЦА

 

Как было уже указано ранее, в памяти жителей города и уезда остались имена врачей М.П. Казанского, Д.Н. Кашкарова, А.В. Мартынова, Н.М. Озерова (уроженца с. Городец ), П.С. Соколинского, Н.В. Суханова.

Николай Михайлович Озеров начал трудиться в Спасске в начале XX века. Врач по профессии, он много сделал для укрепления здравоохранения в уезде. Жил он в доме, где размещалась ранее детская консультация ЦРБ. Затем этот дом перешел в ведение отдела здравоохранения, где разместили аптеку, а с переносом сюда в 30-е годы больницы-консультации Н.М. Озеров практически основал амбулаторию в здании бывшего земства. Еще после Великой Отечественной войны в коридоре второго этажа поликлиники можно было видеть портрет, как память о нем, с надписью: «Основатель поликлиники Н.М.Озеров».

Николай Михайлович Озеров был членом канцелярии городской Управы, заведующим Спасской городской амбулаторией. Он являлся родным братом Сергея Михайловича Озерова — священника сельского прихода из с. Городец.

Сергей Михайлович Озеров — последний из священнослужителей Никольской (кладбищенской) и Богородицерождествеской церкви в с. Городец. В 1929 году по предписанию был раскулачен. В 1934 году вступил в колхоз, но в то же году, видимо, опасаясь репрессии, спешно продает дом Капитановой Матрене Александровне (прабабушке С.В. Абрамова) и уезжает из села.

 

Стефан Никитович Озеров

У рязанцев, спассчан, а уж тем более у жителей с. Городец фамилия земляков братьев Озеровых вызывает особый интерес. Она воспринимается с позиций национальной гордости, престижа, патриотизма.

 
Google


1 комментарий: Отрывок из книги «Городец. Желобова Слобода. Селезёново. Вехи истории»

Добавить комментарий




Виджет
Cnacck.ru
Рубрики
Реклама:
Статистика
Яндекс.Метрика