Строительство

Пристального внимания историков, священников, журналистов и иных слушателей заслужил великий князь Олег Иванович Рязанский. Тот самый, что шесть веков назад сумел для одних завоевать авторитет, а для других ― посмертную недобрую славу. Правда, глубина веков и скудность летописей так и не позволили раз и навсегда разобраться, кто есть Олег Рязанский — выдающийся политик или изменник. Так, с подачи московских летописцев, чьи выводы легли в основу «Истории государства российского» Николая Карамзина, на князя Олега легло пятно «изменника земли русской». Обвинили его в том, что он уклонился от битвы на Куликовом поле и якобы вознамерился объединиться с татарами и литовским Ягайло против московского князя Димитрия.

Позже и глубже к вопросу об измене, с учётом времени правления рязанского князя, подошли историки Дмитрий Иловайский и Лев Гумилёв. Они не сбросили со счетов, что Олег Иванович, в первую очередь, боролся за независимость своей земли, и политика его исходила лишь из выгоды для рязанского княжества. Более того, выводы московских летописцев были ими опровергнуты, причём летописными же фактами. «Никак не уменьшая героизма русских на Куликовом поле, заметим, что немаловажным для победы оказалось отсутствие в битве восьмидесятитысячного литовского войска, — пишет Гумилёв. — Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. И это было не случайно. Оказывается, Олег Рязанский, которого обвиняли в измене и предательстве, с пятитысячным отрядом сумел, искусно маневрируя, задержать литовцев».

Встреча в Рязани за круглым столом намекала на восстановление справедливости, где историкам предоставили слово ещё раз заявить о рязанском князе как видном политике, а священнослужителям высказаться в пользу его канонизации. Впрочем, ставить в один ряд науку и религию и решать такой серьёзный вопрос сообща, как оказалось, ещё никто, к сожалению или счастью, не готов. И это не смотря на то, что цель у историков и церковников была единая — снять клеймо предателя с Олега.
— Мне странно, почему мы обсуждаем этот вопрос сегодня, — заявил доцент кафедры истории России РГУ Евгений Тарабрин. — Обвинения в адрес Олега Рязанского сняты давным-давно. Первым был наш земляк историк Дмитрий Иловайский. В своей книге «История Рязанского княжества» он подчёркивает, что князь избрал оптимальную линию поведения и поэтому то, что пошло после недоброкачественной работы московских летописцев и попало в труд Карамзина, Иловайский очень доказательно опроверг. Я против того, чтобы наводить на князя Олега хрестоматийный глянец, ведь как любой политик такого масштаба он имел и достоинства, и недостатки, но тем не менее этот главный вопрос об измене, мне думается, давно и окончательно снят. Ни один учебник для средней школы, которых сейчас более двухсот, не решается поднять вопрос о какой-то не совсем патриотической позиции Олега Рязанского.

Поддержал коллегу заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанского заочного института (филиала) Московского госуниверситета культуры и искусств профессор истории Леонид Чекурин. Он напомнил, что нельзя проецировать эпоху феодальной раздробленности на сегодняшний день и, в первую очередь, необходимо учитывать психологию времени правления рязанского князя.
— Необходимо помнить, что Олег Рязанский был главой суверенного государства, — начал он. — Россия не была единой страной, правитель отдельного княжества защищал интересы, прежде всего, своей земли. А Олег Рязанский понял вектор развития политической ситуации вокруг своего княжества и сумел его сохранить.

Ничуть не умаляя политических талантов князя, священнослужители призвали учесть и благочестивую жизнь Олега Рязанского, помнить его как основателя Солотчинского монастыря, а монашество последних лет его жизни и внимание к церковным нуждам расценить как духовный подвиг. Кстати, в своё время митрополит Рязанский и Касимовский Симон при подготовке к прославлению Собора рязанских святых включил в него князя Олега, была даже подготовлена икона святого Олега, однако Священный Синод Русской православной церкви канонизацию Олега отложил, аргументировав это недостатком соответствующих материалов. Рязанские священнослужители уверены, что именно ярлык изменника мешает воспринимать должным образом духовный подвиг князя Олега и ставит под сомнение вопрос о его канонизации.
— Наверное, вы сильно удивитесь, но политические заслуги никогда не являлись причиной для канонизации, — убеждён епископ Касимовский и Сасовский Дионисий (в миру Пётр Николаевич Порубай). — При вынесении решения в первую очередь рассматриваются нравственные поступки, сам результат деятельности и народное почитание.

Доводы, которые служители Русской православной церкви привели в пользу канонизации как раз и обращались к последним годам жизни князя Олега, когда он принял иноческий сан и заботился о прихожанах Солотчинского монастыря.
— Это деятель, который на протяжении столетий пользовался народным почитанием как святой подвижник, — заверил Дионисий. — Людям, которые обращались к нему в сложных жизненных обстоятельствах за молитвенной помощью, он помогал. Духовный же подвиг его состоит в том, что он переступил через собственное местечковое феодальное сознание, подчинил свои интересы и страсти общему благу и является примером борца за единство русского государства. И его пример полезен не только детям, не только студентам, но и некоторым государственным деятелям, особенно в наше время.

От обсуждения церковного вопроса рязанские историки ненавязчиво уклонились. Они постарались объяснить свою позицию тем, что история располагает лишь фактами, а канонизация остаётся прерогативой церкви, равно как и оценка нравственных поступков. Потому к науке отношение имеет посредственное.
— Историков поднимут на смех, если они станут обсуждать вопрос о канонизации, — заявил доцент кафедры истории России РГУ Василий Судаков. — Это внутренне дело церкви. У нас общая цель — вернуть доброе имя Олегу Рязанскому, снять ярлык предателя. А это сегодня можно сделать лишь популяризацией. Необходимо печатать соответствующие буклеты, организовывать конференции, поднимать этот вопрос в средствах массовой информации.

Короче, влиять на решение церкви историки отказались, но общий итог встречи подвести всё же удалось. Священнослужители и историки сошлись во мнении, что изменником князь Олег был назван неоправданно и на самом деле не только сыграл важную роль в победе на Куликовом поле, задержав Ягайло, но и сумел сплотить соседние княжества, дав тем самым отпор захватчикам. Начинать менять общественное сознание в отношении рязанского князя, по мнению всех заседающих, необходимо с организации Всероссийских конференций, а также встреч в Солотчинском монастыре, где речь пойдёт о духовных подвигах князя Олега. А вот на решение в вопросе встанет ли Олег Рязанский в один ряд с Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, Александром Невским и другими не менее прославленными князьями, можно надеяться лишь на степень порядочности и объективности.

Источник http://mediaryazan.ru


Добавить комментарий




Виджет
Cnacck.ru
Рубрики
Реклама:
Статистика
Яндекс.Метрика